Делитесь с друзьями!

привет, Гость

д. Мурадымово носит имя одного из старшин Меркит-Минской волости Мурадыма Сеитмамбетова.

д. Мурадымово

д. Мурадымово носит имя одного из старшин Меркит-Минской волости Мурадыма Сеитмамбетова. В одно время он был главой уршак-минцев. Мурадым — активный пугачевец. В конце XVIII в. в деревне было 23 двора, 138 жителей. Через 60 лет — в 70 дворах жили 400 башкир-вотчинников. Уже говорилось о тесных родственных связях двух деревень - Мурадымово и Турсагали, о чем свидетельствует переезд из первой во вторую 6 семей во главе с сыном Мурадыма Баимом.
В книге «Башкирские шежере», опубликованной Р. Г. Кузеевым в 1960 г., можно найти родословную башкир-минцев, а также жителей д. Мурадымово. Сопоставление ее с данными ревизских материалов дает возможность сделать вывод о том, что родословная в целом правильно отражает действительную картину. Вместе с тем, ревизские сказки временами уточняют имена или родственные связи личностей, упоминаемых в родословной, показывают годы их жизни.
У отца Мурадыма Сеитмамбета было 3 сына — Мура-дым, Исмагил, Кинзекей. У Мурадыма их тоже трое — Гадельша, Исламгул, Баим. Сын Гаделыии Мирас (1773—1812) служил юртовым старшиной. Известен его сын Мухаметхасан, 1803 г. У Исламгула Мурадымова трое сыновей: Исмагил, Яхья, Валит. Яхья (1770—1826), служивший юртовым старшиной, имел от двух жен детей Гайсу, 1806 года рождения, 1808 г. Ибрагима, 1824 г. Тухватуллу (в шежере последние два сына ошибочно показаны детьми Гайсы). Валит Мурадымов, 1777 года рождения, сотник, его дети Нурмухамет (1804 г.), Батыр-ша (1810 г.), Зиганша (1814 г.), Нугуман (1817 г.), Кинзя-бай (1823 г.). Об Ильясе и Валиулле в материалах ревизий сведений нет. Баим Мурадымов жил в 1760—1825 гг. Имел сыновей: 1785 г. Кутлугильде, зауряд-сотник, 1793 г. Муратбакий (в шежере ошибочно Муратшах). У Кутлу-гилде известны сыновья Кутлубай (1811 г.) и Кутлуюл (1833 г.). Муратбакий Баимов оставил сыновей Исканда-ра, 1819 года рождения, Шагиахмета (1822 г.), Шангарея (1825 г.), Шагимардана и Ахметгарея (оба 1834 г.).
У Исмагила Сеитмамбетова было два сына — Кутлуй и Килсура. У Кутлуя четверо сыновей: старший сын Кут-луя Хашим (в шежере ошибочно Хишам), его дети Кусяп-кул (1776 г., его сын Абдулхалик), Усман (1778 г., его сын Надырша), Мухаметша (1800 г.); второй сын Кутлуя Кил-дигул (1754—1827 гг.), собственных детей у него не было, он растил приемного сына по имени Хабибулла, его сын Баймурза; третий сын Кутлуя Шаммас, 1762 года рождения, помощник юртового старшины, в год проведения VIII ревизии он еще был жив, известны его сыновья: зауряд-есаул Абдулнасыр (1788 г.), указной мулла Абдул-кагир (1791 г.), зауряд-сотник Абдуллатиф (1802 г.); четвертый сын Кутлуя Гумер, 1771 года рождения, его сыновья Абдулвахит (1793 г.), Давлетша (1799 г.), Гадельша (1802 г., у него Гали, Галиулла), у Давлетши осталось двое сыновей — Мухаметкарим и Мухаметрахим.
Килсура Исмагилов оставил 6 сыновей (по шежере ошибочно 7-й Худайберда). Самый старший из них Бир-дегул. Его старший сын Байрамгул (1775—1831), его сын Кутлучура (1801—1819). Второй сын Бирдегула Ямангул (1777—1826), его сыновья Исянбай, 1809 г., Канзабай, 1826 г., вместо Байгунды по родословной. По материалам VII—VIII ревизий у Бирдегула не было других сыновей, в частности, Кужагула по шежере. Второй сын Килсуры Мухаметамин Килсурин жил в 1761—1832 гг. Его сыновья Аитбай, 1794 года рождения (его сын Акъюл, 1825 г.), Акбулат, 1829 г. вместо Байдавлета по шежере, Акдавлет 1832 г. Третий сын Килсуры — Татлымбет (1768—1834). Его сын — 1813 года рождения Аралбай. Четвертый сын Килсуры — Якшембет (1775—1825). Его сыновья - 1791 г. Исянгильда (в шежере ошибочно Исяньюл), Тухватулла (1800 г.), Хисматулла (1800-1831). Дети Исянгильды — Алтынсура (в шежере ошибочно — Алтынгузя), Кузяхмет, Кутлуахмет. Сын Тухватуллы — 1833 года рождения Муха-мет. Пятый сын Килсуры — Юлай, 1778 г. В шежере сын Килсуры ошибочно показан не Юлаем, а Тухватуллой. Шестой сын Килсуры — Исянгилда, 1789 года рождения. Его сын —1829 г. Асылбай- По шежере — седьмой сын Килсуры Худайберды и его сыновья показаны ошибочно, т.к. в материалах ревизий их нет. Как видно, ревизские материалы вносят существенные уточнения в родословную.

Башкиры этой деревни занимались главным образом полукочевым скотоводством. Они не знали озимого хлеба. В 1842 г. на 305 человек засеяно было всего 1120 пудов ярового хлеба.
Разработано R.Production. © 2016.